Современное общество, как плод многовекового культурного развития, покоится на прочной основе. В виду глобального выделения западной культуры среди прочих, возникает природный вопрос: «а за счет чего нас под одну гребенку». Ответ на этот вопрос нужно искать, перебирая кости великой Римской империи, и всего того, что она успела натворить в мире до своей скоропостижной кончины – ту самую Основу. Приняв христианство как государственную религию, император Константин еще не знал, насколько судьбоносным для всего мира станет его поступок. Впоследствии империализм Рима не погиб, но лишь переродился. Феникс предстал уже в ином обличии, и не легионы были его основным оружием, но вера и крест. Не вдаваясь в исторические подробности, замечу, что последующие семьсот с лишним лет займет перекрещивание Европы в новую веру и, как следствие, полная трансформация духовности ее жителей.
Но к чему здесь это, спросите вы? Где суть вопроса и куда уводит нас от нее фабула? Погодите. Римская церковь, несмотря на заложенную в нее 12-тичность (от числа апостолов), взяла для своей основы мнение лишь одного, самого рьяного. Ее избранником стал Петр. Знаменитый «камень» христов, поборник чистейшей духовности и интерпретатор окружающего мира как абсолютного испытания на пути заблудшей души. Такой однобокий и максималистский подход с лихвой восполнялся остальными одиннадцатью, но и усложнялся одновременно. В годы тотальной войны против христианства нероновской эпохи необходим был единый стержень и единая основа, посему все Петр был избран этим стержнем, а в пылу пожарищ и крови колизеев, учения всех остальных апостолов скрасилось, словно сон давно минувшей ночи. Со времен Константина эта необходимая однозначность пропала, но став традицией, «петрова церковь» стала воистину каменной.
Теперь поговорим немного о язычестве. Будучи архетипическим достоянием ранних цивилизаций можно выделить несколько основных этно - расовых ветвей этой формы духовности, одной из которых является Индоевропейская ветвь. Общие ее черты весьма характерны: особо трепетное отношение к окружающему миру во все его единстве и всех проявлениях, представление о едва заметной, почти стертой грани между миром людей и миром богов, духов и пр.(Их более полное рассмотрение будет проведено в одной из следующих статей.)
Теперь о главном. Что же являет собой всеобъемлющее понятие отношения язычника к природе? На этот вопрос нам помогли бы ответить множество ныне утраченных знаний, навеки сокрывшихся в туманных лесах вместе с последними друидами, волхвами, эрулами. Брать за основу «Велесову книгу», чье происхождение до сих пор вызывает множество споров и сомнений, пока не будем, а обратимся к источнику, правдивость которого очевидна, как и близость языческим мировоззрениям нужной нам ветви.
Кельтская церковь. Название весьма безызвестное, многими забытое, но все еще живущее в сердцах многих валлийцев. (Их параллельность славянскому язычеству показана выше.) Дело в том, что крестивший Англию Святой Колумба шел не по слову каменному, а слову сердечному. Есть легенда, что когда на Святой Вечере апостол Иоанн нагнулся к Христу, он услышал биение его сердца…
Колумба не пошел по пути насаждения. Он попросту тихо освящал посвященные языческим богам источники, и в следствии оказывалось, что бритты поклоняются уже не Британии или Фрейе, а Богоматери и Христу. Со временем старые боги слились с новыми, но дух остался прежним. Скажем так: он даже приумножился, став духовной основой новой церкви, которая впоследствии станет называться из-за своей характерности кельтской.  Теперь же рассмотрим, наконец-то, что и есть тем самым «языческим мировоззрением» кое мы, словно искусные алхимики, извлекли из вод исторического потока, пользуясь лишь подручными ретортами и кальцинаторами. Итак, что же имел в виду святой Колумба, сравнивая старое мировоззрение в новой упаковке с биением сердца Христа.
Интимность, святость в воплощении божественной идеи в мире, окружающем человека. В дыхании ветра, в пении птиц весной или до боли знакомом с детства пейзаже - во всем присутствовала божественность, ибо все что окружает человека, есть ее порождением. И кому бы ни поклонялся человек – Фрейе или Богородице, Британии или святой Варваре, Одину, Тору и Тиусу или Богу Отцу, Сыну и Святому Духу - стержень остается неизменным. Одухотворение природы, обожествление, почитание, растворение в ней, ибо она есть Все. Слов слишком много, но то, что чувствовали на этот счет наши предки, описать очень сложно. Это нужно почувствовать и понять.
Кельтская церковь не смогла защитить себя на Соборе в Уитби, состоявшемся в 664 году. Несмотря на это в Уэльсе, частях Шотландии и Ирландии, все еще сохранилась традиция, если уж не такого, то хотя бы подобного отношения. К сожалению, у нас она была выбита вместе с зубами как в наказание за несоблюдение поста (указ Ярослава мудрого).
Но до конца ли? Вот вам и альтернатива, окончательный ответ остается за умением принять решение. Окончательное решение……

С уважением, Борис Субоч